В рамках недели науки в Кемеровском государственном университете учёные, чиновники и представители бизнеса обсудили роль научно-образовательных центров в научно-технологическом развитии России.

О том, когда появился первый НОЦ, чем университеты и научные организации помогут регионам, как России преодолеть техническую отсталость и чем здесь может помочь опыт Советского Союза, рассказывает портал profiok.com.

Сейчас или никогда

В начале дискуссии президента РАН Александра Сергеева спросили, поможет ли формирование научно-образовательных центров (НОЦ) российской экономике войти в число ведущих экономик мира. В ответе академика прозвучал некоторый скепсис.

«Мы должны надеяться, что у нас получится, хотя, возможно, и не со всеми НОЦ, – поделился мыслями Сергеев. – Дело в том, что это может оказаться одной из последних попыток нашей страны по становлению на рельсы научно-технологического прогресса. Так что цена этой попытки очень велика: если ничего не получится, будет совсем плохо».

По словам академика, Россия пока только пытается встать на рельсы, по которым многие страны давно и уверенно несутся. И от того, насколько быстро наша страна сможет нащупать верную тактику, зависит скорость преодоления технологического отставания России в целом ряде отраслей.

Хорошо забытое старое

Участники дискуссии отмечали, что идея интеграции науки и образования, которая реализуется в создаваемых сейчас НОЦ, отнюдь не нова. Александр Сергеев напомнил, что первый научно-образовательный центр а нашей стране был создан указом Петра I в 1724 году, когда появились одновременно Академия наук, Университет и Академическая гимназия.

Экс-президент РАН, академик Владимир Фортов перенёс слушателей в ещё более ранний период истории, процитировав Томаса Мора (английский философ XVI века – прим. profiok.com), утверждавшего, что наука представляет собой получение новых знаний и передачу их от поколения к поколению.

Учёный также вспомнил советский Физтех (МФТИ – прим. profiok.com), который, по сути, является полноценным прообразом нынешних НОЦ. Будучи студентом Физтеха, 16-летний Владимир Фортов стараниями своих преподавателей получил необходимую форму допуска и совместно с учёными и промышленниками изучал теплообмен в жидкостном ракетном двигателе.

«Идея объединить науку и образование – правильная, тут нечего обсуждать, – резюмировал Фортов. – Но дело не только в идее, а в её реализации».

Без государства никуда?

Александр Сергеев отметил, что примером отрасли, которая не только не отстаёт, но и во многом опережает Запад, является отечественная оборонка. «Мы не только паритет обеспечили, мы в ключевых направлениях ушли вперёд, теперь не мы должны догонять, а нас», – похвалил оборонщиков глава РАН.

По мнению Сергеева, причина столь успешного развития оборонной промышленности заключается в том, что «у всех звеньев цепочки от генерации знаний до применения хозяин один – государство».

В гражданской науке ситуация другая. Между генерацией знаний, которая контролируется государством в виде фундаментальной науки, и внедрением конечных решений в реальный сектор, происходит разрыв. Государство считает, что выполнило свою функцию, профинансировав фундаментальные и поисковые исследования. С другой стороны, бизнес не торопится вкладываться в какие-то промежуточные исследования, предпочитая покупать готовые технологии.

Глава РАН считает, что «интерфейс» по передаче знаний от науки рынку всё-таки должно формировать государство. Например, в Советском Союзе существовал Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), который представлял собой надведомственную структуру и координировал все прикладные разработки.

Как отметил Сергеев, создание НОЦ – это и есть попытка наладить связь между генерацией знаний и реальным сектором, «между идеей и рынком». И промышленность придёт в НОЦ только тогда, когда она будет ощущать, что государство готово делить с ней все риски.

Чего хочет от НОЦ реальный сектор?

Поясним: хотя дискуссия шла о создании и организации работы научно-образовательных центров в целом, обсуждалось в основном будущее НОЦ «Кузбасс», официально начавшего работу в апреле 2019 года. Здесь студенты, аспиранты, учёные и представители бизнеса будут совместно работать над исследованиями в области экологии, энергетики, медицины и угольной промышленности.

Благодаря участию в дискуссии представителей компаний и холдингов, которые уже поставили задачи новому НОЦ, стало понятно, что у реального сектора много важных и срочных задач, которые он давно с готов решать с помощью учёных.

Так, гендиректор ХК «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев посетовал, что угольная промышленность «переживает не лучшие времена», причём не только в России. Отчасти это происходит из-за необоснованных обвинений в адрес угольщиков из-за мнимой токсичности углекислого газа. «Вот вам запрос бизнеса на инновации, – обратился Алексеев к академикам. – Пожалуйста, примените все научные методы исследования и познания, чтобы ответить на вопрос, действительно ли углекислый газ является первопричиной всех трагедий и проблем на Земном шаре».

Другая проблема отрасли, по словам Геннадия Алексеева, связана с отсутствием инфраструктуры. Промышленники готовы поставлять уголь не только в Европу, но и в Азию, где запрос на него стремительно растёт. Но в Азию свой уголь Россия пока доставить не может, так что ликвидацию дефицита пропускной способности БАМа и Транссиба Алексеев считает задачей государственной важности.

Ещё один важный аспект – необходимость расширения продукции из угля. «Добыл – продал – проел и пропил», – описал работу современных угольщиков Геннадий Алексеев. Между тем благодаря созданию необходимых технологий можно будет увеличить добавленную стоимость в десятки раз.

Директор по научному развитию ГК «Росатом» Геннадий Сарычев привёл несложные, но весьма яркие расчёты. Из тонны бурого угля можно получить около 20 процентов гуминов. Это означает, что вместо 5 тонн угля, которые мы продаём за 100 долларов США, можно получить тонну гуминов, которая стоит как минимум 3000 долларов. «Нужно глубже идти в переработку угля!» – призвал эксперт.

Как рассказал Сарычев, сейчас Росатом занят диверсификацией своей деятельности. Компания намерена заниматься не только атомной энергетикой и задачами обороноспособности, но и другими сферами. Например, получением из угля различных видов жидкомоторного топлива и, возможно, водорода. «Мы готовы сотрудничать с НОЦ «Кузбасс» и будем помогать», – заверил Геннадий Сарычев.

По словам ректора Российской медицинской академии непрерывного профобразования Дмитрия Сычёва, есть актуальные задачи для нового НОЦ и у медиков. Дело в том, что новые технологии не могут попасть в руки врачей без прохождения нескольких стадий изучения и тестирования, а также без получения клинических рекомендаций. По мнению учёного, созданный НОЦ – подходящая площадка для испытаний такого рода.

Четвёртая вершина

В наше время в адрес чиновников гораздо чаще звучат претензии, чем похвала. Тем удивительнее было слышать едва ли не от каждого из выступавших тёплые слова в адрес губернатора Кемеровской области Сергея Цивилёва. На дискуссии его не было, так что говорить об откровенной неприкрытой лести, видимо, не приходится.

Дмитрий Сычёв, например, восхитился, что губернатор лично попросил открыть в Новокузнецком отделении Российской медицинской академии кафедру онкологии.

Владимир Фортов напомнил, как губернатор лично представил на научном совете в РАН научно-техническую программу «Чистый уголь – зелёный Кузбасс» и сделал это, по словам академика, блестяще.

«Побыв здесь, я уезжаю с оптимизмом, – резюмировал Владимир Фортов. – В отношении НОЦ «Кузбасс» я проявил бы сдержанный оптимизм, поскольку дело не только в идее, в данном случае понятной и правильной, а в том, как она будет реализована на практике».

Академик процитировал знаменитого учёного Юлия Харитона, руководившего советским проектом по изобретению атомной бомбы. Он говорил, что у каждого дела, чтобы оно получилось, должны быть фамилия, имя и отчество. «В данном случае ФИО звучит так: Сергей Евгеньевич Цивилёв», – заключил экс-президент РАН.

Действующий президент РАН Александр Сергеев тоже не остался в стороне и рассказал о том, что губернатор Цивилёв предлагает считать НОЦ не треугольником с тремя вершинами в лице науки, образования и бизнеса, а тетраэдром, четвёртой вершиной которого является региональная власть. По словам Сергеева, в такой конфигурации, когда губернатор и его команда включаются во взаимодействие региональной промышленности, образования, и науки, у научно-образовательного центра действительно есть шансы на успех.

От восторженных прогнозов удерживает только один момент. В ходе дискуссии представители Кузбасса искренне радовались, что в регион высадился настоящий «звёздный десант» из академиков. Оказывается, президент РАН посетил регион впервые за почти трёхсотлетнюю историю Академии. Может быть, действительным членам РАН стоит почаще бывать в регионах? На наш взгляд, при таком подходе им будет намного легче ориентироваться в реальных потребностях промышленности и оценивать актуальность задач, стоящих перед наукой. 

Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=10978#ixzz6D3Y9NvbM

Поделиться ссылкой: